События  /  Музыкальный путеводитель в Одинцовском центре эстетического воспитания
Опубликовано 17 ноября 2014

Музыкальный путеводитель в Одинцовском центре эстетического воспитания

Мы никогда не узнаем имени того, кто первый подул в морскую раковину или буйволиный рог и испытал восторг не только от того, что  громко, но и от того, что красиво.

Неизвестным остался и тот, кто первым заметил, что слабо натянутая тетива лука, если её слегка подёргать, звучит иначе, чем тетива тугая.

А может, то была и не раковина вовсе, а тростинка и было негромко, но всё равно красиво. Неизвестно…

Музыкальный путеводитель в Одинцовском центре эстетического воспитания. Доп. фото

Но мы точно знаем, что на всём этом действительно играли.  Рог, тростинка, раковина и даже птичье перо  - это древнейшие музыкальные инструменты, которые стали прародителями духовых: сначала античного авлоса, волынки, дудука, трембиты, жалейки, серпента и многих других, а потом и современных валторн, фаготов, саксофонов и так далее.

А когда кто-то додумался приделать к луку вторую, а потом и третью тетиву,  то получилась первая примитивная лира и именно она стала «прапрабабушкой» нынешних арфы, скрипки, гитары и всех остальных струнных инструментов.

Струнные, духовые, клавишные и (куда нам без них?) ударные инструменты – это то, из чего, выражаясь фигурально, в основном и состоит симфонический оркестр.

12 ноября Одинцовский центр эстетического воспитания встречал эстрадно-симфонический оркестр под управлением главного дирижера Андрея Балина с интерактивной музыкальной программой "Музыкальный путеводитель" для учащихся 3-х и 4-х классов школ города Одинцово, которая стала уже очень популярной не только среди учеников, но и среди преподавателей.

Под громкие звуки музыкального поппури из детских мультфильмов начался наш лекторий.  Приятно было увидеть, что даже такие юные зрители стали очень благодарной публикой для артистов. Они внимательно слушали ведущую "Музыкального путеводителя" Ирину Ватрунину, с большим нетерпением отвечали на вопросы и , конечно же, громкими авациями благодарили музыкантов за их выступление.

Это и не удивительно, ведь ребята узнают новое о музыкальных инструментах и сразу же слышат звуки трубы или саксофона, которые передают чувства и настроение, смеются или грустят.

И сегодня мы приоткроем занавес и немного расскажем о духовых инструментах.

Итак, духовые. Вначале обязательно заметим, что духовые инструменты делятся на две основные группы: медные и деревянные. Нетрудно догадаться, что в стародавние времена именно из этих материалов, дерева и меди, они и изготавливались. Медные так и остались медными, хотя теперь их делают и из латуни, и даже из серебра. В симфоническом оркестре группа медных – это, в основном, туба, тромбоны, валторны  и трубы.

Деревянные духовые инструменты: фаготы, кларнеты, саксофоны, гобои и флейты, теперь делают не только из дерева, но и из самых разнообразных материалов: эбонита, различных пластмасс. Флейта и саксофон - те вообще металлические! А название, «деревянные», сохранилось.

Надо сказать, что поначалу духовые не только  ублажали слух, но и  были незаменимы в быту. Охотники перекликались в лесу звуками рога (название валторна, кстати, переводится с немецкого языка, как «лесной рог»). Пастухи, наигрывая на тростниковой флейте, собирали по вечерам стадо, а волынки звучали не только на свадьбах, но и на поле брани, подбадривая воинов.

Интересно, что многие древние и старинные инструменты используются и по сей день, чаще в народной музыке. Их можно услышать и на концертах ансамблей, исполняющих средневековую музыку или музыку барокко.

Но не только.

В пионерских лагерях по утрам пионеров будил горн, на таком же горне  играют зорю в казармах… (напомним, что слово Horn в переводе с немецкого означает рог).

Современный горн – это инструмент, похожий на трубу, на котором несложно научиться играть. Но у него есть один важный недостаток: сложную мелодию на нём не исполнишь. То есть, дунул раз – вот тебе си бемоль, дунул посильнее – фа, ещё сильнее – ре. И точка.

Всего три ноты, правда, в разных регистрах, но три. Или целых три?

Ведь были инструменты и с одной нотой. Среди них – рожок.

На рожках, в которых были просверлены дырочки, можно было играть самые разные мелодии – чем больше дырочек, тем сложней мелодия.

Но были целые оркестры, в которых музыканты играли на рожках вовсе без дырочек, и сыграть рожечник мог всего одну ноту. И вот стоял этот человек среди остальных таких же бедолаг и ждал своей очереди, чтоб дунуть в свой рожок, сыграть свою ноту и ждать дальше. Для того чтоб сыграть новогоднюю «В лесу родилась ёлочка» понадобилось бы восемь рожечников! Чтобы стало яснее, представьте себе сцену, на которой стоят семь роялей с одной клавишей. На одном нота «ми», на другом – «до» и так далее. И семь пианистов во фраках исполняют знаменитого «Чижика-пыжика»! Нам смешно, а тем ребятам было совсем не до смеха.  Дуть надо было точно, а главное - вовремя, чтобы, не дай Бог, не нарушить беспрерывное течение мелодии. Ошибёшься – могут выпороть, ведь такие оркестры состояли исключительно из крепостных.

Справедливости ради надо сказать, что в России большой популярностью пользовались рожечные оркестры или, как их называли, хоры. Правда, там играли на нормальных инструментах. Особенную славу приобрёл хор владимирских рожечников.

Но вернёмся к нашим пионерам. Скромные исполнительские возможности горна объясняются отсутствием вентильного механизма.

Вплоть до XIX века все медные инструменты в оркестре были натуральными, то есть, безо всяких  кнопочек, дырочек и т.д., а те немногочисленные звуки, которые можно из них извлечь называются натуральным звукорядом или натуральной скАлой.

Инструменты представляли собой просто по-разному изогнутые медные трубки разного размера с раструбом. Но одно дело -  разбудить солдата и совсем другое - исполнять в оркестре симфонии  и дивертисменты. Мы ведь ещё не забыли, что у нашего горна в запасе всего три ноты, а для симфонии три ноты, согласитесь, маловато.

Вот и приходилось музыканту время от времени менять на своём инструменте кроны (такие изогнутые съёмные трубки), которые во время исполнения висели у него на руке. Кроны были разной длины, и благодаря этому менялся звукоряд. Чем короче трубка, тем выше звук. Подуйте в колпачки от шариковой ручки разной величины и, как говорится, почувствуйте разницу.

Добавим, что и сами инструменты обычно делали разного размера – для разных тональностей.

Об остальном в следующих новостях.

Видео-репортаж

МБУК "ОЦКР"

https://odinckr.ru/ – официальный сайт Одинцовского Центра культурного развития. Здесь Вы найдёте различные информационные материалы о культурно-досуговой жизни города Одинцово. Статьи, фото и видео, размещённые на сайте, защищены авторским правом, а дизайн и фирменный стиль сайта являются интеллектуальной собственностью ОЦКР. При использовании материалов ссылка на odinckr.ru обязательна!.

Контакты

Московская область, город Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 36

8 (495) 587-52-20 - Центр культурного развития

8 (495) 592-77-83/82 - администрация Центра

odinfest@mail.ru – общая почта Центра культурного развития

cntimr@yandex.ru – почта администрации Центра

Яндекс.Метрика